Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Июль » 9 » США пытаются торпедировать «Северный поток-2»
    19:46
    США пытаются торпедировать «Северный поток-2»
    Вашингтон и «младоевропейцы» грозят сорвать российский транзит в обход Украины.

    Девять европейских стран в письменном виде потребовали от Брюсселя внести вопрос о реализации проекта «Северный поток-2» в повестку дня предстоящего декабрьского саммита ЕС.

    Как нетрудно догадаться, в числе подписантов, призывающих к обструкции очередного российского энергетического проекта, оказались фигуранты всё того же антироссийского пула. В частности, страны Прибалтики, Польша и Словакия. Документ спекулирует на теме озабоченности «зависимостью Европы от российского газа», что якобы противоречит энергетической политике ЕС.

    Противоречивые отношения между Москвой и Брюсселем (здесь и попытка создать коалицию против исламских экстремистов в Сирии, и введение обоюдных экономических санкций из-за событий на Украине), находят отражения и на бюрократическом уровне. Так, сторонник линии на преодоление конфронтации, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер выступает категорически против того, чтобы «Северный поток-2» рассматривался как политический проект. По его словам, этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС.

    В свою очередь, зампред Еврокомиссии по Энергетическому союзу ЕС Марош Шефчович заявил, что ЕС не изменил своей позиции в отношении газопровода. «Мы принимаем к сведению проекты некоторых коммерческих предприятий установить соединение между Германией и Россией через Балтийское море, но 3-я и 4-я нитки „Северного потока" не позволят приобретать газ у нового поставщика. Они только повысят способность транспортировки в Европейский союз, которая сейчас используется только на 50%», — отметил еврокомиссар. Учитывая, что помимо статуса брюссельского бюрократа г-н Шефчович представляет политические элиты Словакии (выступившей против «СП-2»), его оценка, можно предположить, ангажирована.

    Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник полагает, что вопреки усилиям стран Прибалтики и Польши, «Северный поток-2» имеет хорошие перспективы.

    — Думаю, что «Газпром» будет стараться форсировать этот проект. Тем более что уже сформирован большой партнёрский пул из числа влиятельных европейских компаний. В числе акционеров New European Pipeline AG — E. ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV (по 10%) и ENGIE (9%). Естественно, что они напрямую заинтересованы в скорейшей реализации этого проекта.

    Понятно, что в силу обострения отношений между Москвой и Анкарой, «Газпром» сосредоточит свои усилия на балтийском трубопроводе. «Турецкий поток» с учётом политической конъюнктуры может быть отложен «в долгий ящик» или, вообще, закрыт.

    Как поведёт себя брюссельская бюрократия в такой ситуации? «Турецкий поток» — это далеко не первый пример того, как сворачивались совместные энергетические проекты с РФ по чисто политическим соображениям.

    — Главными бенефициарами строительства двух новых ниток «Северного потока» выступают страны «старой Европы». Германия благодаря наличию первой очереди трансбалтийского трубопровода вообще неплохо чувствует себя в плане газоснабжения. Эта страна выступает крупнейшим потребителем газа в Европе. Другое дело, что евробюрократы смотрят на проекты с участием России комплексно. Для них, как заявил комиссар ЕС по энергетике Марош Шефчович это «не просто тема энергетики и инфраструктуры, но также внешней политики и безопасности».

    Россия, в свою очередь, не отказывается от стратегии по выстраиванию маршрутов в обход Украины. В этом плане расширение проходимости «Северного потока» ещё на 55 млрд. кубометров газа в год (что составляет 28,7% от объёма экспортных поставок «Газпрома» в 2014 году) позволит не только снизить транзитную зависимость от Украины, но и заместить собой мощности отменённых линий «Турецкого потока». Как известно, Анкара отказалась строить четыре ветки, ограничившись всего двумя (мощностью 31,5 млрд. кубометров газа причем 16 млрд. выбирала бы сама Турция). Сейчас и такой усечённый вариант кажется недостижимым.

    Конечно, с точки зрения кооперации растущий турецкий рынок для нас очень важен. Если в Европе мы наблюдаем стагнацию, то Турция до сих пор показывала устойчивый рост.

    «Северный поток-2» сильно выручит страны ЕС, если Киев снова начнёт заниматься газовым шантажом, воровать энергоносители, в результате чего «Газпрому» придётся закручивать вентиль.

    — Если Германия удовлетворяет свои потребности в газе, то зачем Берлину потребовались 3 и 4 нитки?

    — Российский газ далее распределяется по европейским странам по трубопроводам Opal и Nel (второй отвод в страны Западной Европы). Учитывая, что немцы сворачивают свои атомные программы, они делают большую ставку на газ.

    Причем проект «Северный поток-2» никоим образом не нарушает пресловутую Энергетическую хартию. Поскольку обе трубы специально загружены только наполовину, резервируя оставшиеся 50% мощностей для альтернативных производителей, которых нет. В этом плане получается достаточно странная ситуация, когда приходится строить ещё две ветки, несмотря на наличие достаточных мощностей.

    Для того чтобы закрепиться на европейском рынке, «Газпром» принимает участие в продажах газа на аукционах. Что позволяет отчасти выйти из-под ограничений т.н. Третьего энергопакета.

    — Этот документ не станет камнем преткновения для реализации «Северного потока-2»?

    — Этот трубопровод будет строиться с учётом положений европейского законодательства. Вообще, в энергетической политике Брюсселя много противоречий. С одной стороны, он декларирует необходимость повышения конкуренции в этой сфере. А с другой, на саммите ЕС в марте текущего года торжественно объявили о «необходимости строительства Энергетического союза». Напомню, эта структура предполагает, что брюссельская бюрократия будет единолично определять, какие объёмы у каких поставщиков закупать и в какие страны их поставлять. Что, по сути, означает энергетический диктат. Правда, пока эта идея ещё далека от реализации.

    Следует также учитывать, что Европа сильно перестраивается в плане энергобаланса. Тенденции 2014 года показывают серьёзный спад в потреблении газа. Причем не только вследствие отсутствия экономического роста. Но и из-за перевода генерации на альтернативные источники. Например, на тот же самый уголь, хотя это менее чистый с экологической точки зрения вид топлива. Растёт и удельный вес возобновляемых источников энергии.

    — Представляют ли сланцевые поставки угрозу российскому положению на европейском рынке?

    — Как известно, кроме США практически везде сланцевые проекты свёрнуты. Включая Польшу и Украину. Что касается терминалов по приёму СПГ, которые активно строятся в той же Польше и странах Прибалтики, их загрузка даже в высокий сезон не превышает 30−40%. Это связано с ценовыми конъюнктурными изменениями. Сжиженный газ обходится гораздо дороже, чем трубопроводный. Большинство новых проектов по снижению проваливаются в трафике. Поскольку нет достаточного количества метановозов.

    Думаю, эти терминалы будут заморожены. Поскольку, инвесторы закладывались на совершенно другой уровень цен — никак не под $200 за тысячу кубометров, а в два раза больше, как это было ещё пару лет назад. Уверен, что в такой ситуации доля топлива, поступающая по газопроводным сетям, наоборот, будет только увеличиваться.

    — Можно ли говорить о двойных стандартах со стороны Брюсселя — проекты, ориентированные на ведущие страны севера Европы, получают одобрение чиновников ЕК, а попытки России напрямую довести газ до стран Юго-Восточной Европы в обход нестабильной Украины, отклоняются.

    — С этим трудно поспорить. С другой стороны, в этом нет ничего удивительного. «Северный поток» в первую очередь запитывает ведущие индустриальные страны, которые обладают большими лоббистскими возможностями в Брюсселе.

    А тот же «Южный поток» был просто задушен евробюрократами, потому что в плане политического веса трудно сравнивать Болгарию, Словению и даже Италию с Германией. Пугая европейцев угрозой «русской энергетической гегемонии», чиновники ЕС предлагают альтернативы, выгодные странам-мэйджорам. При этом возбуждают показательные антимонопольные расследования деятельности «Газпрома». Впрочем, никаких особых издержек наша компания не понесла. Максимум, приходится выплачивать отдельные штрафы, которые несоизмеримы с получаемой прибылью.

    Впрочем, я бы не идеализировал ситуацию — у «Газпрома» всё больше проблем. Например, я не знаю, каким образом, мы будем компенсировать потерю «Турецкого потока». Как вариант, я бы не стал исключать возвращения к теме «Южного потока». В случае потепления отношений между Москвой и Брюсселем, болгары, возможно, попробуют поднять свой голос. Тем более что у «Газпрома» уже подготовлена сухопутная инфраструктура, есть трубы. Дело за политическим решением.

    Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин уверен в жизнеспособности «Северного потока-2».

    — Его главный плюс в том, что он проходит не по суше, а по морской экономической зоне ряда стран, которые уже дали согласие на строительство первых двух веток. Минус (в глазах европейцев) «ЮП» в том, что он заходил на территорию Болгарии и шёл через Балканы в Италию и Австрию. Что касается «Турецкого потока», он, в свою очередь, заходил на территорию Греции.

    С точки зрения брюссельской бюрократии, главной «крамолой» было участие «Газпрома» в строительстве в качестве акционера части газотранспортной системы ЕС. Идеология «Северного потока» принципиально другая — наша компания в консорциуме с европейскими участниками прокладывает подводную часть, которая не подпадает под действие Третьего энергопакета. Мы выводим трубу на берег в районе Грайфсвальда. А всю наземную инфраструктуру выстраивают европейцы. В таком случае доля «Газпрома» во владении европейскими сетями равняется нулю.

    Кстати говоря, если Opal (идёт в сторону Чехии) заполнен не более чем на 50%, то Nel (в направлении стран Бенилюкса) не стали исключать из Третьего энергопакета. В результате наши партнёры распродают газ на границе, где его приобретают трейдеры. Получается, что дальше по трубе прокачивается не газпромовский газ, а европейский. В результате Третий энергопакет выполнен на 100%.

    То есть, «Газпрому» изначально не стоило бороться за контроль над европейской ГТС?

    — Конечно. В результате, мы два раза наступили на одни и те же грабли («Южный поток» и Opal, который заполнен на 50%). Когда газ продаётся на границе, формально у него появляются разные собственники при входе на территорию Германии.

    Нужно быть умнее — не бороться с Третьим энергопакетом, а работать по нему.

    — Тем не менее, следует учитывать, что критики проекта имеют за собой влиятельного лоббиста в лице Вашингтона.

    — Словакию понять можно — сокращение поставок российского газа через территорию Украины лишает её части доходов. Потому что если «Газпрому» удастся проложить ещё две ветки по дну Балтики, примерно две трети украинского транзита станут ненужными. Соответственно, объем перекачки через Словакию вместе с суммой транзитных платежей тоже снизится.

    А то, что к саботажу «Северного потока-2» подключились Польша и прибалтийские страны это, вообще, нонсенс. Спрашивается, какое отношение они имеют к этому проекту? Впрочем, ничего удивительного, это наши традиционные энергетические «спойлеры» в Европе, которые выполняют геополитический заказ Вашингтона. Сейчас они себе в убыток построили терминалы по регазификации и начинают закупать американский сжиженный «сланец». Что ещё раз подчёркивает отсутствие какой-либо рациональной экономической мотивации у этих режимов из «санитарного кордона», выстраиваемого американцами вокруг России.

    — Возможно ли рассматривать перспективы «Северного потока-2», в очищенном от политического подтекста виде?

    — Конечно, Вашингтон и преданные ему «младоевропейцы» будут оказывать всяческое давление на Берлин. Если в Сирии или на Украине произойдёт резкое обострение обстановки, и отношения между Россией и Западом приобретут открытый конфликтный характер, ничего исключать нельзя. Тогда под нажимом по евроатлантической линии Меркель чисто на политическом уровне «объяснит» своим концернам, что с «агрессивной» Россией сотрудничать нельзя. Хотя до сих пор все заявления по линии Министерства экономики ФРГ были «за».

    Вообще, начиная с 2010 года, ЕС снизил потребление газа на 100 млрд. кубов. Во-первых, активно реализуется программа повышения энергоэффективности. С другой стороны, экономика ЕС растёт крайне медленными темпами. Не говоря уже о том, что в последние годы европейские зимы выдались достаточно тёплыми.

    — Энергетический «разворот России на Восток» как-то подстёгивает европейских потребителей?

    — Практически никак. В рамках «Силы Сибири» мы предлагаем Китаю 38 млрд. кубов. Поставки начнутся в середине 2020 гг. А уже сейчас мы экспортируем в Европу около 160 млрд. кубов. К тому же в Китае мы тратим колоссальные средства на строительство ГТС и обустройство восточносибирских месторождений. А то, что поступает в Европу, давно проинвестировано. Соответственно, маржинальность европейских проектов на порядок выше. Так что от европейского рынка отказываться нет никакого смысла.

    Главное - это выбрать правильного лоббиста. Когда мы шли по «Южному потоку», нас поддерживали болгары, венгры. Это слабые лоббисты — только Австрия ещё «показывала зубы» Брюсселю. Германия же - это «столбовая» экономика ЕС, руководитель «энергетического Рейха», да и весь Евросоюз, по сути, выстроен под неё. Мы предложили Берлину стать главным европейским хабом и зарабатывать деньги на поставках газа своим «меньшим партнёрам». Кабинет Меркель согласился и дальше уже сам будет договариваться с Брюсселем.
    Просмотров: 179 | Добавил: ningpergzag1976 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0